То, что в стране переизбыток самых различных ВУЗов, которые, грубо говоря, кроме диплома "государственного образца", в силу формального процесса обучения, никаких знаний дать не могут, давно известно, и уже стало поводом для серьезного разговора на самом высоком уровне. И, наверное, самая большая проблема не в том, что качество образования этих учебных заведений ниже всякой критики.
В конце - концов, по оценкам социологов, в своей повседневной практике специалист гуманитарного профиля использует в лучшем случае, только процентов шестьдесят полученных академических знаний. Все остальное, чему его должны научить - это умение работать со справочной литературой и знать, где находить нужную информацию. Остальную нагрузку в формировании молодого специалиста должна нести на себе каждодневная практика.
Но это касается, в основном, юристов, менеджеров по маркетингу, туризму и другим наукам, не касающихся непосредственно производства. А вот здесь и начинается самое интересное. А дело в том, что узким производственным специальностям нельзя научить только общими фразами. Здесь необходимо руководствоваться совсем другим принципом: "Знать немногое о многом и многое - о немногом". Иначе последствия дилетантской ошибки молодого специалиста могут быть очень печальны.
Поэтому, организуя процесс обучения по таким специальностям, как промышленная безопасность или электротехника, горное дело или транспорт, учебное заведение должно в полной мере отвечать за соответствие знаний и умений специалиста выданному им удостоверению о присвоении квалификации и проводить обязательную аттестацию молодых специалистов, прежде чем допускать их к работе. Аттестация по промышленной безопасности должна проводиться в составе комиссии с привлечением независимых специалистов из других учебных заведений.
Кроме того, учебные заведения в обязательном порядке должны иметь лицензию на обучение установленного образца. По истечению определенного законодательством времени, они также должны проводить периодическую переаттестацию сотрудников. Подготовка электротехнического персонала должна осуществляться дипломированными преподавателями с обязательным опытом работы на производстве, а обучение неразрушающий контроль - практикующими преподавателями - специалистами в области сертификации.
И такие учреждения уже есть.
Симбиоз практики с высоким уровнем обучения - так можно охарактеризовать деятельность НТО "Центр промышленной безопасности, экспертизы и сертификации". Комплексный подход в подготовке специалистов - эта стратегия Центра, как показало время, принесла очень достойный результат - по оценке работодателей, своими выпускниками он может гордиться.