При выполнении погрузочно-разгрузочных, складских, строительных и иных видов работ возникают ситуации, когда силы человеческих рук бывает недостаточно для успешного и своевременного выполнения задачи. Тогда и приходят на помощь грузоподъемные механизмы. Особое применение нашли такие системы, как краны мостовые (кран-балки) и тали.
Мостовой кран (кран-балка) используется для выполнения подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в промышленном производстве, на складах, в различных промышленных зданиях и на накрытых навесами площадках. Он перемещается на неподвижных опорах по рельсам. Различают краны подвесного и опорного типа, а по виду привода – электрические и ручные. В зависимости от тяжести перемещаемого груза они производятся в однобалочном и двухбалочном исполнении. Кран-балки на стационарных опорах нашли свое применение для погрузки и разгрузки на базах и складах, а также для монтажа станков и другого тяжелого оборудования.
К грузоподъемным механизмам мостового типа относится козловой кран, несущие элементы которого крепятся на четырех опорах. Он необходим при строительстве станций метрополитена, сооружении железных дорог и т.п. Обладая большой грузоподъемностью и хорошей устойчивостью, он ограничен в применении необходимостью иметь второй стрелковый кран для подачи груза и небольшой высотой подъема крюка.
Вертикальный подъем грузов и перемещение их по специальным швеллерам осуществляют таль ручная и таль электрическая, которые применяются как в составе разных механизмов, так и самостоятельно.
При использовании ручных талей, применяемых для выполнения работ в ограниченном пространстве (траншеях, колодцах) при отсутствии электричества, управление механизмом осуществляет оператор, находящийся у точки крепления тали. Подъем при этом осуществляется воздействием на рычаг или цепь. Достоинством талей является прочность и износоустойчивость (конструкция тали выполнена из толстолистовой стали, при изготовлении грузовой цепи использован метод электрической сварки), простота управления.
Применение электроталей определяется весом перемещаемого груза и высотой его поднятия. Исходя из грузоподъемности, выпускается таль электрическая от 0,5 тонны до 100 тонн. При ограничении помещения по высоте и необходимости поднятия груза как можно выше применяется таль с уменьшенной высотой. В зависимости от климатических условий изготавливают электротали в морском и тропическом исполнении, для холодного климата.
Повышение безопасности эксплуатации тали достигается использованием дополнительных опций, таких как второй тормоз на подъем, микроскорость на перемещение и подъем.