Все современные предприятия, учреждения и организации работают с компьютерами и разнообразной оргтехникой. Постепенно часть оборудования приходит в негодность или морально устаревает и появляется необходимость утилизировать отслужившие свой срок приборы. Нужно знать, что вывезти на свалку отслужившее электронное оборудование ни одно предприятие не имеет права, и на то есть ряд причин.
Прежде всего, утилизация оргтехники необходима, так как электронная техника, пришедшая в негодность, находится на балансе предприятия и до тех пор, пока она не прошла процедуру списания, имущественный налог продолжает начисляться. Утилизация, и предшествующее ей списание техники, снимают необходимость выплаты этого налога с предприятия.
Каждый электронный прибор изготавливается с применением деталей, содержащих в своем составе некоторое количество драгоценных металлов, которые в обязательном порядке подлежат строгому учету. Обязанность вести этот учет возлагается на предприятие, на балансовом учете которого находится техника. Чтобы не подвергать предприятие штрафу, который предусмотрен за незаконные операции с драгметаллами, а вывоз электронной техники на полигон бытовых отходов может быть к ним приравнен, стоит провести её утилизацию по всем правилам.
Кроме того, грамотная утилизация компьютеров и оргтехники необходима и для сохранения чистоты окружающей среды. Все понимают, что в состав таких приборов входит пластик, в случае захоронения его на полигоне бытовых отходов, он пролежит там десятки лет, не изменяясь, ведь этот материал не подвержен естественному разложению. Кроме пластика при изготовлении электронной техники используют разнообразные химические вещества и соединения, которые, под воздействием неблагоприятных погодных условий могут выделяться, образуя ядовитые вещества, убивающие все живое вокруг себя.
Процедура утилизации начинается с составления акта о списании, это документ, который составляется строго в определенной форме, он законно оформляет выбытие основных средств путем их полного списания. Акт обязательно должен быть заверен руководителем предприятия и членами комиссии по списанию. Документ должен быть составлен в двух экземплярах: один из них хранится в бухгалтерии, а второй у лица, несущего материальную ответственность за списываемое оборудование.
После списания компьютеров и оргтехники начинается процесс утилизации, приборы разбираются на части, которые тщательно сортируются. Все то, что может пойти на вторичную переработку, различные пластмассы и металл, собирается и перерабатывается. Электронные и стеклянные компоненты отсортировываются и отправляются для глубокой переработки на аффинажный завод, где из них полностью извлекают драгоценные металлы. Эти металлы впоследствии отправляются на хранение в Госфонд.
Утилизация компьютеров и оргтехники, а так же аффинаж обязательно должны сопровождаться правильно оформленными документами, иначе они могут быть признаны недействительными, что может повлечь за собой штраф. Кроме акта о списании у предприятия обязательно должен быть заверенный договор на утилизацию оргтехники, счет на утилизацию, акт приема – передачи электронной техники на утилизацию, акт об утилизации, паспорт – расчет на содержание драгметаллов в утилизированных приборах.
Таким образом, становится понятно, что самостоятельная утилизация оргтехники и компьютеров не только нежелательна, но и невозможна, ведь такую работу профессионально и качественно может провести только компания, имеющая лицензию и специализирующаяся на этом виде деятельности.
По материалам utilization.su - НТО "Центр утилизации оргтехники и оборудования".