На главную Карта сайта Написать письмо

  Главная Производство кирпича  
 

Мозаика и резьба по дереву

 
Мозаика и резьба по дереву История существования на Руси домовой резьбы насчитывает многие века. Имеет она и другое название - корабельная резьба по дереву. Обусловлено оно мнением, согласно которому жилые строения стали украшаться резными элементами, благодаря широкому их распространению на деревянных кораблях. В ту эпоху значительная роль придавалась каждой детали, будь то закорючка, завитушка или зарубка. Предания и верования наших предков гласят, что резьба по дереву, украшающая окна, двери и стен, делалась с определенной целью: некоторые виды резных элементов защищали от злых духов, другие обеспечивали высокий урожай и процветание.

Одной из уникальных разновидностей резьбы по дереву выступает мозайка Маркетри, представляющая собой вид мозаики, где для составления мозаичного орнамента использовались кусочки шпона различных пород древесины. Данный шпон - фон орнамента, куда непосредственно и врезались мозаичные элементы, после чего закреплялись бумагой, на которую предварительно наносился слой клея, и затем происходила наклейка данных элементов и шпона на поверхность изделия. Сама же мозайка Маркетри появилась благодаря тому, что вторая половина XVI в. ознаменовалась появлением нового изобретения – станка, с помощью которого осуществлялось изготовление пиленого шпона.

Даже мебель, для изготовления которой применялась древесина местных пород невысокого качества, облицовывалась шпоном ценных пород деревьев, произрастающих в далеких странах (черного, красного дерева и т.д.). В середине XVII в. во Франции произошло уникальное событие – мозаичные наборы впервые нашли себе применение в качестве облицовочного материала, производство которого осуществлялось на основе кусочков шпона и с использованием заранее составленного рисунка. Впоследствии техника маркетри стало популярной и в каждой из стран Европы, прийдя на замену интарсии, которую использовали до изобретения маркетри.

Суть техники маркетри заключается в том, она объединила в себе два процесса: интарсию – врезку в фоновой шпон кусочков шпона других пород или иного оттенка, основываясь на заранее разработанный рисунок, и облицовывание - процесс наклеивания всех элементов мозаичного набора на поверхность украшаемого предмета.

Апогей техники маркетри наступил в XVIII в. В то время она являлась наиболее популярным украшением интерьеров и предметов мебели в жилых домах. С помощью тончайших пластинок шпона удавалось создать уникальные мозаичные украшения, которые идеально смотрелись не только на плоских, но и на криволинейных поверхностях. Большой вклад в развитие техники маркетри внес мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (1642 - 1732), который сумел усовершенствовать маркетри, благодаря внедрению в качестве основных элементов мозаики из шпона вставок из различных материалов: латуни, меди и экзотческих - слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

Главная особенность техники Буля - при накладке друг на друга пластинки, изготавливаемые из разных материалов, впоследствии зажимаемые в тисках, распиливались при помощи ножа лили лобзика, основываясь на нанесенный на верхнюю пластинку орнамент. После соединения элементов орнамента, которые изготавливаюсь из верхней пластинки, с фоновыми элементами, которые изготавливались в свою очередь из нижней пластинки, Булю удавалось получать узоры таких изящных форм, где на фоне черепахового панциря яркими оттенками сверкали металлически вставки.

Своим нововведением Буль подал пример и другим мастерам маркетри: так, например, Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер внесли свой вклад, благодаря тому, что отдали предпочтение в качестве элементов мозаичного набора экзотическим породам древесины: красному, розовому, амаранту и палисандру, а также пальме и т.д.
Опубликовано: 2-11-2011, 00:35 Просмотров: 2821

Яндекс.Метрика